(Новгородской и Старорусской епархии), в дер. Вяжищи Новгородской обл. Основан как муж. при архиеп. Новгородском Иоанне II (1389-1415). Согласно Новгородской III летописи, в 1411 г. «стяжанием» игум. Пахомия и строителя Антония в В. м. был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, в 1419 г.- деревянная надвратная ц. во имя прп. Антония Великого. Монастырские хроники, на к-рые ссылаются архим. Амвросий (Орнатский) и архим. Макарий (Миролюбов), называют основателями В. м. и строителями Никольского храма монахов Евфросина, Игнатия и Галактиона, а первым настоятелем - пришедшего к ним иером. Пимена.
По инициативе постриженика В. м. Новгородского свт. Евфимия II в мон-ре велось каменное строительство. Заложенный им в 1436 г. Никольский храм рухнул, «на старой основе» возведен (1438) и расписан (1441) новый Никольский собор. В 1439 г. была построена и расписана теплая ц. во имя ап. Иоанна Богослова с трапезной палатой, погребами, хлебной (Новгородские летописи. С. 270). «Летопись Авраамки» относит сооружение Иоанновской ц. к 1457 г. (ПСРЛ. Т. 16. 1889. С. 197). Последняя дата более достоверна, т. к., согласно житию, незадолго до кончины свт. Евфимий (Ɨ 1458) спешил завершить строительство и украшение Иоанновского храма. В 1463 г. над его захоронением у Никольского собора был устроен придел во имя прп. Евфимия Великого (расписан в 1466); в 60-х гг. построен надвратный каменный храм во имя прп. Антония Великого (расписан в 1466). Строительство трапезной свидетельствует об общежительном уставе мон-ря. Наиболее раннее изображение Никольского собора зафиксировано на иконе «Свт. Евфимий II» сер. XVI в., находившейся в В. м. и известной по фотографиям и прорисям. Согласно изображению, это был высокий (в 3 света) 1-главый кубический храм с апсидами, декорированными валиковыми разводами, к-рыми обычно украшались храмы XIV в.
К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым, Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским мон-рями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. № 438), в к-рой имеется авторская запись: «Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах» (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) (Смирнова Э. С. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева мон-ря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93).
В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - в Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - в Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной).
В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8-скатное пощипцовое покрытие, к-рое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен. С запада к собору примыкал скрытый сев.-зап. контрфорсом пониженный придел во имя прп. Евфимия (ок. 1463), увенчанный главкой (крест снесен). К западу же от собора располагалась 2-этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (1439), крытая на 2 ската, увенчанная 1 главой, с лестницей, ведущей на 2-й этаж. В нижнем ярусе - в зап. фасаде большая (въездная?) арка, ведущая в подцерковье, в сев. стене - 4 ниши. Справа от этих построек на рисунке изображена др. трапезная церковь (сер. XVI в., разобрана после пожара 1688) с отсутствующей после разорения военного времени кровлей. Небольшая в плане, но высокая постройка имела пощипцовое 8-скатное покрытие, 1 полукруглую апсиду. В верхней части сев. стены, под кровлей, показана декоративная полукруглая ниша. С запада к церкви пристроена 2-этажная трапезная с крытым крыльцом у сев. фасада, расположенными попарно арочными окнами на сев. и зап. фасадах, декорированная пояском 5-гранных нишек под карнизом. К югу от апсиды церкви располагалась отдельно стоявшая 4-гранная 2-ярусная звонница (верхний 3-й ярус отсутствует). Показанная в зап. части мон-ря каменная поварня (упом. в монастырской описи 1698 г.- ГИА Новгородской обл. Ф. 513. Оп. 1. Д. 913; разобрана после пожара 1688) относится, вероятно, к XVI в. Стена поварни разделена лопатками, стянутыми в верхней части двойными висячими арками.
В возобновленном после Смутного времени В. м. в сент. 1651 г. при Новгородском митр. Никоне (Минове) учреждается архимандрития с правом служения настоятеля в шапке, с палицей и сулком. В. м. имел подворье в Новгородском кремле и в пожалованных митр. Никоном дворах на Яковлеве ул. (Софийская сторона). К В. м. были приписаны Понедельский Николаевский мон-рь (1679) в Деревской пятине и Сяберский Спасский мон-рь (1684) в Шелонской пятине. В 1667 г. царь Алексей Михайлович пожаловал В. м. дворцовое с. Холынья с деревнями и пустошами в Деревской пятине.
В 1681 г. на месте обветшавшего Никольского храма заложили одноименный собор, освященный в 1685 г. митр. Новгородским Корнилием: 2-этажный, 4-столпный, 5-главый, окруженный папертью и галереями. С зап. стороны фасада в него ведет 2-всходное крыльцо с 2 симметричными «полатками», увенчанными шатрами (восстановлены на основе описи 1698 г.). Площадка (рундук) крыльца имеет бочковый свод (следы утраченного бочечного покрытия обнаружены в процессе натурных исследований). Тип храма, его декоративное убранство - наличники окон в виде двойных кокошников, вертикальные и горизонтальные фризы из ширинок с изразцовыми заполнениями, аркатурные пояса барабанов - обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В 1691 г. в подцерковье собора, над могилой свт. Евфимия, был освящен придел в его честь. Здесь хранились вериги святителя и его мощи под спудом. После пожара 1688 г. была разобрана надвратная Антониевская ц. В 1694-1698 гг. взамен сгоревшей была построена 2-этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (освящена 8 дек. 1702) с приделом в честь Вознесения Господня (освящена 2 дек. 1708). Кубический объем храма должны были венчать 5 глав, но во время бури 1698 г. кровля была снесена и храм после восстановительных работ в 1702 г. получил 1-главое завершение, пятиглавие было восстановлено в 2005 г. при проведении реставрационных работ. Трапезная палата - здание на высоком подклете - соединяет церковь с Никольским собором. В зап. части трапезной, над настоятельскими покоями, в 1708 г. была сооружена 8-гранная 2-ярусная колокольня, увенчанная 5 главками. В нач. XVIII в. в сев. линии мон-ря были построены 2 каменных корпуса: 2-этажный с кельями и 1-этажный хозяйственный. Парадный монастырский ансамбль окружила деревянная (с нач. XIX в. каменная) ограда, внутри к-рой была построена конная мельница. В результате ремонтных работ в 20-30-х гг. XIX в. изменились формы завершений на храмах, колокольне, крыльцах.
Уникальной особенностью архитектурного ансамбля является убранство фасадов и интерьеров полихромными (ценинными) изразцами, выполненное в 1-й четв. XVIII в. Особенным богатством изразцового декора отличается ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в.- и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской при Валдайском мон-ре. В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготавливались в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей.
Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым.
К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. мон-рь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в мон-рь ссылали клириков и монахов «за непристойные духовному сану поступки», с 1745 по 1766 г. было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников.
Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский), Могилёвский еп. Афанасий (Волховский), Воронежский еп. Иннокентий (Полянский), Могилёвский архиеп. Варлаам (Шишацкий), Вологодский архиеп. Антоний (Знаменский), Екатеринославский архиеп. Феофил (Татарский).
В обители был полуобщежительный устав: при совместной трапезе одежду и келейную обстановку дозволялось иметь собственную. Содержание обеспечивалось штатным жалованьем из гос. казны, процентами с банковских вкладов, пожертвованиями благотворителей, прибылью от свечной продажи. К нач. XX в. В. м. принадлежали водяная мельница на р. Усть-Яндоме в Олонецком у. и оз. Озерское в Тихвинском у. Небольшие наделы пахотной земли и сенокосные угодья обеспечивали содержание стада из 17 коров. При мон-ре существовала церковноприходская школа.
В 1920 г. В. м. был закрыт, храмы переданы в аренду прихожанам, корпуса - колхозу «Красный Вяжинец». Последний настоятель В. м. вик. Новгородской епархии еп. Серафим (Велицкий) в 1927 г. (1929?) был арестован, через неск. месяцев скончался и был похоронен в обители. По воспоминаниям очевидцев, от Новгорода до мон-ря гроб с телом епископа несли на руках. В 20-х гг. в В. м. служил также свящ. Валентин (Ɨ ок. 1946). С 1929 г. храм во имя ап. Иоанна был передан окружному музею, трапезная - колхозу под склад. Иконы из трапезной, в т. ч. 8 праздничных икон XVI в. и образ Божией Матери «Знамение» 1691 г., поступили в музеи. Часть икон и утвари оставались в пользовании коллектива верующих при Никольском соборе, приход к-рого к 1929 г. составлял более 400 чел. В 1931 г. собор был закрыт под предлогом отказа верующих платить налоги и невозможности произвести ремонтные работы. Нек-рое время богослужения совершались в Евфимиевском приделе собора. В янв. 1932 г. бо́льшая часть икон поступила в хозяйственный отдел ОГПУ, наиболее ценная утварь - в музей, резные рамы иконостасов, киотов отданы колхозу, остальное имущество - инспектору Госфонда.
Постройки В. м. пострадали в 1941-1944 гг. В 1964 г. под рук. архит. Л. Е. Красноречьева начались восстановительно-реставрационные работы. Проекты предусматривали возвращение монастырскому ансамблю первоначального архитектурного облика. Изразцы изготавливались в Ярославской реставрационной мастерской.
В 1988 г. В. м. был возвращен Новгородской епархии РПЦ, 5 июня 1989 г. открыт как жен., сестры переведены из Пюхтицкого мон-ря. Осенью 1989 г. в Никольском соборе состоялось первое богослужение, 31 марта 1990 г. митр. Ленинградский и Новгородский, буд. Патриарх Алексий II, освятил нижний храм Никольского собора во имя свт. Евфимия. 7 окт. 1995 г. В. м. получил статус ставропигиального. Мон-рь имеет подсобное хозяйство (скотный двор, теплицы), 40 га угодий (пашни, пастбища, сенокос). К 2005 г. в В. м. ок. 15 насельниц, настоятельница - игум. Антония (Корнеева).
В новгородском музее сохранились происходившие из В. м. шитый покров с изображением свт. Евфимия II (1549), икона-складень строгановского письма «Архиеп. Евфимий с житием», исполненная повелением постриженика В. м. митр. Казанского Лаврентия, изделия прикладного искусства XVI-XIX вв. Вкладные надписи, в т. ч. митр. Лаврентия, сохранились на водосвятной чаше (1659), на серебряном кадиле (1663), на серебряном чеканном блюде (1659). В Успенском соборе Московского Кремля хранится чудотворная храмовая икона «Свт. Николай с житием» нач. XV в. из В. м.